?

Log in

No account? Create an account
новости, россия, инновации, Наука, технологии

strf


Наука и технологии России


Previous Entry Share Next Entry
Минобрнауки России: что удалось за восемь лет
новости, россия, инновации, Наука, технологии
strf

Эксперты оценивают эффективность работы министерства и размышляют, надо ли его разделить на два ведомства

9 марта 2004 года было создано Министерство образования и науки РФ. Все эти годы им руководит Андрей Фурсенко, взявший на себя ответственность за проведение реформы в научно-образовательной сфере. Насколько эффективно работало все эти годы министерство и что следовало бы изменить в его деятельности? STRF.ru задал экспертам два вопроса:

  1. Как вы оцениваете работу Министерства образования и науки РФ за минувшие 8 лет?
  2. Нужно ли разделить Минобрнауки России на два ведомства?

Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ:

– В последние годы характерным был критический акцент на деятельности Минобрнауки России. Кто только не ругал министра и его команду за реформу среднего и высшего образования, за научную политику! И хотя в этой критике много справедливого, я бы хотел отметить позитивные инициативы министерства. Оно – в период работы Андрея Фурсенко – внедряло разные формы конкурсной поддержки ведущих вузов: провело конкурс инновационных образовательных программ, затем – конкурсы исследовательских университетов; создало федеральные университеты. Всё это было не только попыткой решить проблему избыточного количества вузов, но и стимулировало активность существующих вузов, приучило людей к тому, что в конкурентных условиях можно усиливать базу для развития университетов.

То же касается пакета постановлений правительства №№ 218–220. В результате их реализации выигравшие конкурс университеты смогли создать инновационную инфраструктуру, усилить научно-технологические связи с промышленными предприятиями. Появилась возможность привлечения в вузы сильных учёных с международной репутацией – и это важный позитивный сдвиг, новация министерства, но об этом в разных дискуссиях почему-то не говорится.

Теперь о ЕГЭ. При всех проблемах с его введением госэкзамен, без сомнения, расширил возможности доступа к высшему образованию в сильных университетах студентам из регионов. НИУ ВШЭ среди ведущих вузов одним из первых начал массовый приём на основе ЕГЭ, и это привело к повышению качества набора – за счёт притока сильных абитуриентов из регионов, которые активно конкурировали с выпускниками московских школ. Был также создан инструмент оценки качества работы вузов – это средний проходной балл на бюджетную форму обучения. Есть университеты, у которых такой балл 80, а есть и такие, у которых он 50 и даже 40. Это говорит о том, что в высшем образовании сохраняются «центры превосходства», но есть и «болото», которое надо чистить.

Далее об эффективности работы Минобрнауки России читайте здесь