Наука и технологии России (strf) wrote,
Наука и технологии России
strf

Category:

Как быстрее гнать нефть по трубам?

тема_нефтетрубы_300

В МЭИ предлагают снизить затраты на перекачку углеводородов и воды, но бизнесу это не нужно

В Национальном исследовательском университете «МЭИ» выяснили, как снизить затраты на транспортировку нефти и воды – на треть и даже больше. Однако резона экономить нет ни у нефтяников, ни у владельцев теплопроводных сетей. В первом случае все потери и так оплатит щедрое государство, во втором – неосведомлённый потребитель.

Россия опутана трубами. Водопроводы растянуты на миллион километров, то есть двадцать пять раз могли бы опоясать Землю по экватору. Ещё около 360 тысяч составляют трубопроводы систем теплоснабжения. Длина газораспределительных сетей – 765 тысяч километров, из них 150 тысяч километров – доля магистральных газопроводов. Протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов достигает 60 тысяч километров.

Транспортировать нефть непросто: её вязкость зависит от температуры. При извлечении из скважины нефть нагрета до 70–100 оC. В трубопроводе она постепенно остывает, становится более вязкой, и усилия на прокачку резко возрастают. Поэтому вдоль нефтепровода стоят подогревательные печи, причём топливом для них служит та же нефть. Эффективность и затратность подобной схемы оставляют желать лучшего.

– На МКАД или третьем кольце, когда в крайнем ряду происходит авария, машины перестраиваются в соседний ряд. Это грубая аналогия того процесса, который происходит при течении жидкости по трубопроводу. На поверхности трубы всегда присутствует шероховатость – сочетание выступов и впадин. При обтекании жидкостью, к примеру, выступа в этой локальной зоне формируется вихрь, мешающий течению жидкости и создающий тем самым гидравлическое сопротивление, – рассказывает Артём Рыженков, старший научный сотрудник НИУ «МЭИ», заместитель директора научного центра «Износостойкость».

Затраты энергии на перекачку жидкости определяет гидравлическое сопротивление трубопроводной системы. На него влияют длина, диаметр и качество поверхности трубы, а также свойства жидкости. Поэтому есть три способа заставить жидкость, в том числе нефть, течь быстрее.

Первый – изменить материал трубопровода. Например, вместо «шершавой» стали изготовить его из гладкого пластика. К сожалению, подобная идея не годится для нефтепроводов и систем горячего водоснабжения, особенно при температурах выше 100 оC. Пластик не выдерживает скачков температуры и давления, постепенно охрупчивается и разваливается.

Далее о снижении затрат на транспортировку нефти и воды читайте и смотрите видео здесь

Tags: МЭИ, нефть, перекачка, углеводород, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments