Наука и технологии России (strf) wrote,
Наука и технологии России
strf

Categories:

Мегаполис под угрозой

тема_бондур_300

Почему надо вести постоянный мониторинг атмосферного воздуха в крупных городах, объяснил академик РАН Валерий Бондур

Результаты наблюдений из космоса за атмосферным воздухом в крупных городах добавляют тёмных красок в картину нашей жизни. Уровень загрязнения воздуха порой опасен для жизни. Директор НИИ аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» академик РАН Валерий Бондур рассказал, как повысить достоверность оценки и прогнозирования загрязнения воздуха городских агломераций и что следует предпринимать городским властям для снижения опасности.

Справка STRF.ru:
Бондур Валерий Григорьевич, директор НИИ аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук, доктор технических наук, академик РАН (избран по Отделению наук о Земле в 2003 году). С 1974 по 1999 год прошёл путь от старшего инженера до заместителя директора по науке – главного конструктора ЦНИИ «Комета». С 1999 по 2003 год руководил Центром экологического мониторинга и информационных технологий этой организации. Им разработаны физические основы и общесистемные принципы создания сложных аэрокосмических систем мониторинга Земли, ряд новых методов дистанционного зондирования, на основании результатов теоретических и экспериментальных аэрокосмических исследований им выявлен ряд новых явлений и закономерностей в океане, атмосфере, в геологической среде на суше и в околоземном космическом пространстве

Валерий Григорьевич, зачем нужно исследовать загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах?

– Города Земли – это специфическая среда обитания, в которой в настоящее время проживает более 50% населения планеты. Они выделяют много вредных веществ в атмосферу, в том числе СО, СО2, SО2, NOx, О3, аэрозоли. Распространение загрязнений воздушной среды приводит к негативным, а зачастую и угрожающим последствиям для атмосферы и окружающей среды в целом, а также для жизни и здоровья людей.

Источников загрязнения в мегаполисах несколько, включая стационарные, связанные с выбросами промышленных предприятий. Но основной источник – это автомобильный транспорт. В современной Москве на его долю приходится 94% всех загрязнений воздуха. Городские сооружения уменьшают распространение ветров – загрязнения плохо выдуваются. При снижении подвижности воздуха возникают тепловые аномалии – контрасты температуры достигают 5–7 оС. Не случайно город называют тепловым пятном. Над городами возникают инверсии, способствующие накоплению примесей, образованию дымок и смога. Таким образом, большой город – это источник опасности для живущих в нём людей.

Атмосфера над мегаполисами содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше загрязняющих газов, чем в среднем по планете.

Чем больше город, тем больше негативный эффект от него. Неблагоприятная экологическая обстановка наблюдается во всех городах с населением более миллиона человек, в 60% городов – с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек и в 25% городов – с населением от 250 тысяч до 500 тысяч человек.

Больше всего городов-миллионников в Китае – 99. В Индии их – 37, во всех странах Евросоюза – 17, в России – 13, и в самое ближайшее время к ним прибавятся ещё три города.

Далее о мониторинге атмосферного воздуха в крупных городах читайте здесь
Tags: атмосфера, город
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments