Наука и технологии России (strf) wrote,
Наука и технологии России
strf

Привычка изобретать

тема_матвеевмон_300

Это национальная черта россиян и одно из конкурентных преимуществ, которым нужно уметь пользоваться. – Сергей Матвеев

В сфере управления интеллектуальной собственностью (ИС) назревают большие перемены. Минобрнауки совместно с ключевыми ведомствами, бизнесом, институтами развития и научной общественностью подготовило новую концепцию и законодательные предложения. В чём они заключаются, STRF.ru рассказал заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Сергей Матвеев.

Справка STRF.ru:
Сергей Юрьевич Матвеев в 1996 году окончил с отличием Калининградский государственный университет (с октября 2010 года – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта) по специальности «физика». Кандидат технических наук. С 1993 по 2003 год работал в этом университете программистом, заведующим лабораторией компьютерной графики и лабораторией геоинформационных систем, директором Центра новых информационных технологий, помощником ректора. С марта 2007 по сентябрь 2012 года – проректор по информатизации и информационной безопасности. С октября 2012 года – заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России

Сергей Юрьевич, насколько эффективно государство распоряжается правами на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счёт средств госбюджета?

– Об этом можно судить по тем правам на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), которые вовлечены в оборот. Здесь ситуация у нас, мягко говоря, не слишком хорошая – по большинству отраслей это 1–2%.

Несмотря на то, что в России 70% финансирования науки сегодня обеспечивает государство, единого подхода к механизму закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности пока нет. А он важен, поскольку прежде чем распорядиться правами, их надо закрепить. Гражданский кодекс (ГК РФ) допускает любые способы закрепления прав – за исполнителем, за государственным заказчиком и даже совместное закрепление права. И получается, что по ряду ведомств доля интеллектуальной собственности, закреплённая за Российской Федерацией, составляет 95–100%, по некоторым – всего 5–10%. Понятных и простых критериев принятия решения о закреплении прав за исполнителем или государством не выработано. Во многих ведомствах практикуется также совместное закрепление прав – количество таких случаев колеблется от 12% до 41%, и при совместном владении результаты интеллектуальной деятельности оказываются как «дитя без глазу». При закреплении прав возникает парадоксальная вещь: отдать права исполнителю страшновато, поскольку государство в таком случае «выпускает из рук» результат, который может когда-нибудь понадобиться. Достоверно сказать, когда такой случай наступит, никто не в состоянии. Да и в задачи государства не входит непосредственное управление имеющимися правами за исключением очень ограниченного набора случаев.

Почти патовая ситуация.

– При существующих разрешительных нормах ГК ситуация неуправляемая. Государство закрепляет права, а распоряжаться ими эффективно не может – во всём мире это дело хозяйствующих субъектов. Да и на стадии закрепления прав возникает большая проблема: с одной стороны, для этого нужны финансовые затраты, организационные усилия, с другой – и для поддержки, например, патентов нужно платить пошлины. Вот и получается, что государство из своего левого кармана перекладывает деньги в правый без какого-либо смысла.

Далее об изменениях в управлении интеллектуальной собственностью читайте здесь
Tags: изобретения, интеллектуальная собственность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments