?

Log in

No account? Create an account
новости, инновации, россия, Наука, технологии

strf


Наука и технологии России


Previous Entry Share Next Entry
Архитектура высокого полёта
новости, инновации, россия, Наука, технологии
strf
300_тема_фостер_300

О будущем хай-тека в России и о том, почему нам не нужны западные ценности, – главный архитектор Москвы

Талантливого британца Нормана Фостера по праву называют одним из родоначальников архитектурного стиля хай-тек. Его неожиданные проекты, в которых применяются энергоэффективные и экотехнологии, реализованы в Лондоне и Гонконге, Нью-Йорке и Сингапуре, во Франкфурте-на-Майне и даже Астане. Но с Москвой – для одних увы, для других к счастью, – да и вообще с Россией, отношения у «звёздного» архитектора не складываются.

Его проект «Апельсин», который был создан по заказу небезызвестной компании «Интеко» и мог появиться на месте здания ЦДХ на Крымском валу, был раскритикован Третьяковской галереей. Задуманная им башня «Россия» высотой 612 метров не «вписалась» в Москву-Сити из-за финансовых трудностей. Ничего не вышло и с реконструкцией «Новой Голландии» в Петербурге, хотя проект Фостера выиграл первую премию на каннской выставке MIPIM-2007. Умышленно или нет, но документальный фильм о Фостере показали в РИА «Новости» в минувший «Научный понедельник» – через несколько дней после того как архитектор отказался от участия в реконструкции ГМИИ им. Пушкина. По словам журналиста The Independent, Фостер заявил, что его «выжили» из проекта, но у российских участников этой истории другая точка зрения. Возможно, истинная причина в том, что на вопрос, заключённый в названии фильма «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?», можно ответить так: «Смотря в чём измерять – в тоннах или в долларах».

Разочарованная звезда и московские хрущёвки

Пресловутый вопрос по поводу одного из ранних проектов задал Ричард Бакминстер Фуллер – и тогда Фостеру не нашлось что ответить. Зато с тех пор он стал поклонником конструктивной лёгкости, естественного света и воздуха. «Архитектор должен осваивать мир с полёта», – считает он и не стесняется говорить о том, что среди его кумиров – Владимир Шухов. Неслучайно очередной несбыточный российский проект Фостера – Хрустальный остров в Нагатинской пойме – своей гиперболоидной конструкцией и диагональной сеткой так напоминает Шуховскую башню.

Но к идеям Фостера на отечественных просторах по-прежнему относятся скептически: «Большая трагедия, на мой взгляд, в том, что мы обсуждаем фильм про Нормана Фостера, – сказал после просмотра Юрий Волчок, вице-президент Союза московских архитекторов и преподаватель МАРХИ. – А никто ни в Испании, ни в Англии не обсуждает наш фильм про Шухова, хотя через неделю у него юбилей. Впрочем, даже в Англии им интересуются больше, чем у нас: недавно в их энциклопедию “Инженеры” от России попали два имени – Шухов и Королёв. Что же мы удивляемся, что архитектура высоких технологий не возникает в общественном сознании». По мнению г-на Волчка, Фостера приглашали в Пушкинский музей для того, чтобы в городе появилась «пирамида Лувра», которая бы создала определённый имидж, но «адаптацию 12 из 15 особняков могли бы не хуже сделать и российские архитекторы».

Далее об архитектурном стиле хай-тек читайте здесь