Наука и технологии России (strf) wrote,
Наука и технологии России
strf

Архитектура высокого полёта

300_тема_фостер_300

О будущем хай-тека в России и о том, почему нам не нужны западные ценности, – главный архитектор Москвы

Талантливого британца Нормана Фостера по праву называют одним из родоначальников архитектурного стиля хай-тек. Его неожиданные проекты, в которых применяются энергоэффективные и экотехнологии, реализованы в Лондоне и Гонконге, Нью-Йорке и Сингапуре, во Франкфурте-на-Майне и даже Астане. Но с Москвой – для одних увы, для других к счастью, – да и вообще с Россией, отношения у «звёздного» архитектора не складываются.

Его проект «Апельсин», который был создан по заказу небезызвестной компании «Интеко» и мог появиться на месте здания ЦДХ на Крымском валу, был раскритикован Третьяковской галереей. Задуманная им башня «Россия» высотой 612 метров не «вписалась» в Москву-Сити из-за финансовых трудностей. Ничего не вышло и с реконструкцией «Новой Голландии» в Петербурге, хотя проект Фостера выиграл первую премию на каннской выставке MIPIM-2007. Умышленно или нет, но документальный фильм о Фостере показали в РИА «Новости» в минувший «Научный понедельник» – через несколько дней после того как архитектор отказался от участия в реконструкции ГМИИ им. Пушкина. По словам журналиста The Independent, Фостер заявил, что его «выжили» из проекта, но у российских участников этой истории другая точка зрения. Возможно, истинная причина в том, что на вопрос, заключённый в названии фильма «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?», можно ответить так: «Смотря в чём измерять – в тоннах или в долларах».

Разочарованная звезда и московские хрущёвки

Пресловутый вопрос по поводу одного из ранних проектов задал Ричард Бакминстер Фуллер – и тогда Фостеру не нашлось что ответить. Зато с тех пор он стал поклонником конструктивной лёгкости, естественного света и воздуха. «Архитектор должен осваивать мир с полёта», – считает он и не стесняется говорить о том, что среди его кумиров – Владимир Шухов. Неслучайно очередной несбыточный российский проект Фостера – Хрустальный остров в Нагатинской пойме – своей гиперболоидной конструкцией и диагональной сеткой так напоминает Шуховскую башню.

Но к идеям Фостера на отечественных просторах по-прежнему относятся скептически: «Большая трагедия, на мой взгляд, в том, что мы обсуждаем фильм про Нормана Фостера, – сказал после просмотра Юрий Волчок, вице-президент Союза московских архитекторов и преподаватель МАРХИ. – А никто ни в Испании, ни в Англии не обсуждает наш фильм про Шухова, хотя через неделю у него юбилей. Впрочем, даже в Англии им интересуются больше, чем у нас: недавно в их энциклопедию “Инженеры” от России попали два имени – Шухов и Королёв. Что же мы удивляемся, что архитектура высоких технологий не возникает в общественном сознании». По мнению г-на Волчка, Фостера приглашали в Пушкинский музей для того, чтобы в городе появилась «пирамида Лувра», которая бы создала определённый имидж, но «адаптацию 12 из 15 особняков могли бы не хуже сделать и российские архитекторы».

Далее об архитектурном стиле хай-тек читайте здесь
Tags: архитектор, архитектура, хай-тек
Subscribe

  • Проникая в суть вещей

    Российскому учёному впервые присуждена премия Hitachi за исследования в области электронной микроскопии Современные высокотехнологичные компании…

  • Физики лидируют в пятой волне мегагрантов

    Совет по грантам Правительства Российской Федерации объявил 40 победителей нового конкурса Стали известны имена 40 победителей конкурса пятой…

  • Геном экстрасенсов

    Ася Казанцева о том, почему иногда они угадывают 3 июля 2016 года в рамках премии имени Гарри Гудини состоятся очередные испытания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments