?

Log in

No account? Create an account
Наука, технологии, новости, россия, инновации

strf


Наука и технологии России


Previous Entry Share Flag Next Entry
Вуз будущего: университет-завод
Наука, технологии, новости, россия, инновации
strf


Университет без завода будет выпускать невостребованных специалистов, считает Игорь Яминский

STRF.ru продолжает серию публикаций о том, каким должен быть идеальный российский университет к 2020 году. Картину будущего представляет Игорь Яминский, генеральный директор Центра перспективных технологий.

Справка STRF.ru:
Яминский Игорь, генеральный директор Центра перспективных технологий, профессор кафедры физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник кафедры высокомолекулярных соединений химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук

Нужна ли реформа вузовского образования?

– Я глубоко убеждён, если брать целиком срез нашего общества, что меньше всего проблем есть именно в образовании. Тем не менее эта тема сейчас очень модная в связи с единым государственным экзаменом. Иногда высказываются точки зрения, что все беды нашего государства в том, что и вузы у нас не те, и не так, как должно, учат будущих специалистов. Но я считаю, традиции, которые закладывались в течение ста лет, когда была создана система образования и получено очень образованное население, остались. И реформировать нужно не вузы, а окружение.

В чём проблема современного образования? Мы вынуждены готовить специалистов для индустриально развитых стран – США, Германии, Китая. Российской экономикой эти специалисты не востребованы. И это не беда российских вузов – это беда российской экономики.

У нас практически отсутствует образование в области высоких технологий, и косвенно это сказывается на качестве обучения. Школьники поступают в вузы под влиянием семьи, книг, устремлений. Современные ребята стали гораздо более практически ориентированы: к третьему курсу они начинают размышлять, будут ли они востребованы. Где они будут работать? Они чувствуют, что у них достаточно сил, они хотят прикладывать свои знания и зарабатывать на этом деньги. И это не так плохо. Я считаю, что им надо давать такую возможность не вместо обучения (сейчас многие студенты работают вместо обучения, это очень опасная тенденция), а вместе с обучением. Если студенты могут и понимают, как зарабатывать во внеучебное время в рамках их специальности, это надо приветствовать.

К сожалению, российской индустрии молодёжь не нужна. В чём сила американской экономики? Им нужна талантливая молодёжь, инновационные кадры, и индустрия задаёт ту планку, на которую направлена высшая школа: отобрать, привлечь, направить ребят уже с третьего курса, чтобы они выбрали направление, которое может их заинтересовать, в том числе и достойной оплатой труда. Если бы эти же внешние ориентиры соблюдались для высшей школы и в нашей стране, никому не пришло бы в голову её реформировать. А мы стали готовить «чистых специалистов». Раньше во многих вузах была хорошая производственная база. Когда я был студентом и учился на кафедре волновых процессов, у нас были четыре  производственных мастерских, в которых работали специалисты – механики, сварщики, оптики, полировщики. Если у студента или аспиранта возникала идея, он мог прийти в эти мастерские, где ему помогали реализовать её в виде установки, детали, физического прибора. Нас учили создавать реальные приборы, лазерные установки, генераторы второй гармоники, и мы это делали. Сейчас, поскольку выпускники не востребованы индустрией, производственная база зачахла. Всё заменено компьютерами, непрерывным написанием отчётов, заявок на гранты, на участие в тендерах. Но это не вина вузов, это вина российской экономики.

Давайте посмотрим, в каком состоянии наши заводы? Те заводы, которые раньше производили самолёты, автомобили? Давайте приедем, к примеру, на АЗЛК. Сейчас там нет завода – есть отремонтированные, но пустые цеха. Наши вузы выпускают великолепных специалистов, за которыми охотятся крупнейшие иностранные компании. На день открытых дверей на физический факультет МГУ приходят менеджеры General Electric, IBM, Intel, Samsung, LG. А какова доля представителей российских фирм? От силы пять процентов, среди которых представители банков, финансовых гигантов, но менеджеров российских предприятий вы там не обнаружите. Потому что нарушена система распределения специалистов, когда выпускники, получив образование, шли на производство. Но если у нас нет производства, значит, нам не нужна и высшая школа. Стать курортной страной – это не путь для России.

Высшая школа – одно из немногих наших великих достояний. Не надо трогать высшую школу, необходимо обеспечить выпускников достойной работой на предприятиях. Сейчас делаются попытки убрать вакуум вокруг университетов, например с помощью Федерального закона №217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Университетам разрешили и рекомендовали создавать малые предприятия. Стратегически это хороший закон, но на практике он не работает. В двух словах все проблемы не опишешь. Нужен обстоятельный и серьёзный разговор на эту тему. Какое решение этой проблемы? Необходимо создавать инновационные пояса вокруг университетов в виде малых предприятий с чётким вхождением и с понятным регламентом. Мы исходим из концепции «университет-завод». В нашем понимании завод не должен зависеть от университета, но должен очень тесно быть с ним связан. На этом наукоёмком предприятии должны работать специалисты широкого профиля, с фундаментальной подготовкой – математики, физики, программисты, биологи.

Далее интервью о вузе будущего читайте здесь